Начиная с V в. распятие изображается с полной или неполной обстановкой его, о которой говорится в Евангелии. Но наиболее широко были распространены следующие типы изображения - однофигурная композиция - Крест-Распятие, многофигурные композиции - Распятие с предстоящими, изображение Иисуса Христа с распятыми разбойниками. Восьмиконечный крест с фигурой Христа, который почитают старообрядцы, имеет подробнейшим образом разработанную иконографическую схему. Композиция распятия опирается на евангельский рассказ и сообщение [апокрифического евангелия Никодима]. При казни присутствовали "Матерь Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина". Кроме того, Евангелия говорят об "ученике, которого любил", т.е. об Иоанне, и сотнике по имени Лонгин, который "видев происходившее прославил Бога и сказал: истинно Человек Этот был праведник" (Лк. 23, 47). В этой редакции могут появляться и дополнительные фигуры: со стороны Богоматери - скорбящих женщин; воины, делящие между собой одежду Христа и др.
Широко было распространено изображение солнца и луны, то в форме их астрономических знаков, то в виде двух фигур, мужской и женской. Солнце представляется всегда по правую сторону, а луна - по левую. "Этим олицетворением христианское искусство более или менее удачно старалось изобразить момент всеобщего оцепенения природы и мрака, возвестивших смерть Богочеловека (Лук. XXIII, 43-45)". [Голубцов А.П. С. 230
В основании креста лежит череп Адама. У древних церковных писателей (Тертуллиана, Оригена, Киприана, Афанасия, Иеронима, Епифания, Василия Великого и др.) встречается мнение, будто Адам был погребен на Голгофе, на том самом месте, где потом был распят Христос. Впоследствии этому мнению придали поэтическую окраску, и возникло целое апокрифическое сказание о погребении Адама, передаваемое в так называемой книге Адама. По этому сказанию Ной, по повелению Божию, взял с собою тело Адама в ковчег и, умирая, поручил Симу погрести его в том месте, которое Сам Бог назначит для этого через ангела. Следуя этому указанию, Сим и Мелхиседек, так говорит эта легенда, похоронили тело Адама на Голгофе и на пути к месту погребения услышали следующий голос: "В стране, куда мы идем, явится и пострадает Слово Божие, а на том месте, где я буду погребен, Оно будет распято и оросит Своею кровию мой череп. Тогда-то и совершится мое искупление" [Голубцов А.П.С.231].
У последователей старой веры не было единства в изображении креста и между собой. Различаются поморский, федосеевский и гуслицкий (поповский) кресты. Одной их главных причин различий был вопрос о титле на кресте. Так поморцы (беспоповцы) лили Кресты-Распятия с титлом древлецерковного написания "ЦСИХСБ". ("Царь Славы Исус Христос Сын Божий"), что отличало их от крестов федосеевцев и филипповцев XVIII в., которые отливались без титла, и от крестов XIX в. поповского согласия которые имеют титло IHЦИ ("Исус Назарянин Царь Иудейский"). После собора 1791 г. федосеевцами был принят поморский вариант креста с титлом "ЦСИХСБ".
Также поморцы отрицали изображение на крестах Саваофа и святого духа в виде голубя, над распятием они признавали лишь изображение Нерукотворного Спаса, что соответствовало древнерусской традиции в медном литье. Напротив, кресты поповского толка (гуслицкие) характеризуются наличием в верхней части изображения Саваофа и св. духа между ним и распятием Христа. Подобная иконография распятия имеет западное происхождение.
http://irisk.vvnb.ru/Litjo.htm