Пятница, 2024-03-29, 3:01 PM

Приветствую Вас Гость | RSS

Образ литой, старинный

ГлавнаяРегистрацияВход
[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Кресты » Кресты » Иконография креста. (Узнаём новое, закрепляем старое)
Иконография креста.
ArchyKladДата: Пятница, 2009-01-09, 8:44 PM | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 169
Статус: Offline
Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом является предметом почитания у христиан с самого начала Церкви. Первые христиане не изображали сцены распятия, относя чествование креста к кругу тех христианских верований, которые хранились в тайне от язычников. Почитание распятия с фигурой Христа стало возможным лишь в V веке, после отмены смертной казни через распятие, применявшейся обычно по отношению к рабам. Изображение исторического стало широко распространяться лишь после решений Вселенского собора 692 г., отменившего символические замены образа Христа.
Какой формы был крест, на котором распяли Христа, до сих пор точно не известно, поскольку как орудие казни крест в разных частях Римской империи был неодинаковой формы. Разнообразные упоминания о форме креста дошли до нас и в письменных свидетельствах. Апостол Варнава в своем послании при объяснении слов пророка Иезекиля: "сказал Господь: пройди посреди града (Иерусалима) и изобрази Т на лицах всех болезнующих о беззакониях", говорит: "в букве Т ты имеешь крест". Ириней Лионский и Иустин Философ говорят о кресте пятиконечном. По словам Нонна, Иисус Христос умер на древе четырехконечном. А о том, что кроме дощечки с надписью на трех языках "Иисус Назарянин, Царь Иудейский" на кресте находились и седалище, и подножие, свидетельствуют Тертуллиан, Ириней, Иустин Философ, Григорий Турский.

К вопросу о форме креста не однократно обращались в истории христианства. На западе в католической церкви и у христиан других вероисповеданий практикуется почти исключительно и повсеместно крест четырехконечный. В Русской православной церкви допускается одинаково восьмиконечную, шестиконечную и четырехконечную формы креста, однако старообрядцы признают единственно правильным восьмиконечное изображение креста и отвергают как ересь крест четырехконечный ("латинский крыж") и всякий другой. Этот вопрос очень долго присутствовал в полемике старообрядцев против православной церкви, и подробнейшим образом отражен в "Поморских ответах" Андрея Денисова, а также в обширной литературе, опровергающей старообрядческие писания, начиная с "Жезла правления" Симеона Полоцкого.

 
ArchyKladДата: Пятница, 2009-01-09, 8:44 PM | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 169
Статус: Offline
Начиная с V в. распятие изображается с полной или неполной обстановкой его, о которой говорится в Евангелии. Но наиболее широко были распространены следующие типы изображения - однофигурная композиция - Крест-Распятие, многофигурные композиции - Распятие с предстоящими, изображение Иисуса Христа с распятыми разбойниками.

Восьмиконечный крест с фигурой Христа, который почитают старообрядцы, имеет подробнейшим образом разработанную иконографическую схему. Композиция распятия опирается на евангельский рассказ и сообщение [апокрифического евангелия Никодима]. При казни присутствовали "Матерь Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина". Кроме того, Евангелия говорят об "ученике, которого любил", т.е. об Иоанне, и сотнике по имени Лонгин, который "видев происходившее прославил Бога и сказал: истинно Человек Этот был праведник" (Лк. 23, 47). В этой редакции могут появляться и дополнительные фигуры: со стороны Богоматери - скорбящих женщин; воины, делящие между собой одежду Христа и др.
Широко было распространено изображение солнца и луны, то в форме их астрономических знаков, то в виде двух фигур, мужской и женской. Солнце представляется всегда по правую сторону, а луна - по левую. "Этим олицетворением христианское искусство более или менее удачно старалось изобразить момент всеобщего оцепенения природы и мрака, возвестивших смерть Богочеловека (Лук. XXIII, 43-45)". [Голубцов А.П. С. 230

В основании креста лежит череп Адама. У древних церковных писателей (Тертуллиана, Оригена, Киприана, Афанасия, Иеронима, Епифания, Василия Великого и др.) встречается мнение, будто Адам был погребен на Голгофе, на том самом месте, где потом был распят Христос. Впоследствии этому мнению придали поэтическую окраску, и возникло целое апокрифическое сказание о погребении Адама, передаваемое в так называемой книге Адама. По этому сказанию Ной, по повелению Божию, взял с собою тело Адама в ковчег и, умирая, поручил Симу погрести его в том месте, которое Сам Бог назначит для этого через ангела. Следуя этому указанию, Сим и Мелхиседек, так говорит эта легенда, похоронили тело Адама на Голгофе и на пути к месту погребения услышали следующий голос: "В стране, куда мы идем, явится и пострадает Слово Божие, а на том месте, где я буду погребен, Оно будет распято и оросит Своею кровию мой череп. Тогда-то и совершится мое искупление" [Голубцов А.П.С.231].

У последователей старой веры не было единства в изображении креста и между собой. Различаются поморский, федосеевский и гуслицкий (поповский) кресты. Одной их главных причин различий был вопрос о титле на кресте. Так поморцы (беспоповцы) лили Кресты-Распятия с титлом древлецерковного написания "ЦСИХСБ". ("Царь Славы Исус Христос Сын Божий"), что отличало их от крестов федосеевцев и филипповцев XVIII в., которые отливались без титла, и от крестов XIX в. поповского согласия которые имеют титло IHЦИ ("Исус Назарянин Царь Иудейский"). После собора 1791 г. федосеевцами был принят поморский вариант креста с титлом "ЦСИХСБ".
Также поморцы отрицали изображение на крестах Саваофа и святого духа в виде голубя, над распятием они признавали лишь изображение Нерукотворного Спаса, что соответствовало древнерусской традиции в медном литье. Напротив, кресты поповского толка (гуслицкие) характеризуются наличием в верхней части изображения Саваофа и св. духа между ним и распятием Христа. Подобная иконография распятия имеет западное происхождение.
http://irisk.vvnb.ru/Litjo.htm

 
Форум » Кресты » Кресты » Иконография креста. (Узнаём новое, закрепляем старое)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz